Стандарт и разведение на рубеже столетий.
(выдержки из стандарта для жесткошерстного пинчера / шнауцера от 1902 года)
Любительский перевод Марии Кротовой, питомник черно-серебристых цвергшнауцеров «Art‘Marant» в системе PSK-VDH-FCI, Германия
Источник: ежемесячный журнал (PuS 03/2006г, юбилейный выпуск к 111-летию существования Пинчер-Шнауцер-Клуба Германии (PSK)
Комментарии Елены Типикиной
Имеет ли право на поправки стандарт?
Для пояснения: изначально, существовала порода немецкий пинчер разных типов шерсти. Собственно, так и различались породы, только по типу волоса. На выставках тоже по классам было другое деление, в частности - по весовой категории собак. Т.к. породы с названием шнауцер в 1902 году еще не существовало, как не существовало и четкого разделения на ризен-, миттель-, цверг, то выдержки из стандарта того времени приведены для стандартного жесткошерстного пинчера (миттеля, по-нашему). Но, думаю, большой роли это не играет, ведь разница только в размерах.... все остальное должно совпадать.
В протоколе первого заседания в Нордхузене 3 марта 1895 года было решено, что «тщательное обсуждение каждой разновидности породы (пинчера) не предполагается возможным и только для жесткошерстной / грубошерстной разновидности в качестве руководства к действию нужно исходить из следующего:
… шерсть должна быть твердой и жесткой (проволокообразной), в то же время она не должна быть слишком короткой и гладкой, но слоистой и отстоять от эпидермиса так, чтобы при осмотре против направления роста она (шерсть) немного возвышалась / отстояла от кожного покрова..
Итак - проволокообразная! слоистая, кольчужная шерсть, перекрывающая слой над слоем, что и сейчас является наивысшим свидетельством самой лучшей и породной, истинно жесткой шкуры у шнауцера. Шерсть отстоит от эпидермиса, при этом она щетинистая и твердая, упругая и перекрывающая отстающим волосом новый слой упругой шкуры. Именно такая шерсть создает неповторимую кольчужную и гигиеничную защиту, панцирь, защищающий от погодной стихии, колючек, наста, комьев снега и вечной унавоженной, липкой конюшенной соломы, которую не сразу вычешешь из свалявшегося пухляка.
Вряд ли баварский крестьянин был сильно озабочен грумингом своей служебной собаки… Разве что конской скребницей прочешет, когда выдалась свободная минутка, спину и бока собаки, с которой обвалился перезревший слой. Но именно такая шкура шнауцера позволяла «обтрясти его» раз в сезон, как грушу, и оставить на собаке новый упругий живой защитный слой рабочей проволоки, именуемой жесткая шерсть!
И конечно шерсть не должна быть лохматой/всклокоченной.
Кто видел, во что превращаются якобы «жесткие», продранные, с тщательно вычесанным пухом, перефилированные семь раз подряд, укороченные, нещадно залаченные грубошерстные собаки с обильной шерстью, если к ним три недели не прикасалась натруженная рука грумера? На улице - обмороженный колтун уже через час; облипшая во всех местах снежными кутылями в кулак величиной собака.
Согласно опыту, шерсть созревает в большинстве случаев к 2-3 годам, так что при оценке молодых собак, особенно в случае, если они отлично отвечают типу, обязательно иметь в виду эту особенность, особенно, если речь идет о мягкой шерсти на голове собаки.
Любопытная особенность, которую эксперты учитывали и в советское время. До старшего возраста собаки ее шерсть оценивали лишь как ОБЕЩАЮЩУЮ шерсть и с пониманием того, что истинно жесткая, панцирная шерсть доформировывается, выбирая свое истинное качество, часто лишь к 2-2,5 годам. А до этого возраста может иметь неперецветший подшерсток, недостаточно нарядный уборный волос, неполный пигмент, недостаточную толщину и густоту остевого покрова. Но, опираясь на свой личный опыт, могу подтвердить - самая породная шкура формируется не сразу.
Большое значение, как и раньше, придается выражению / общему виду немецкого пинчера: характерное смелое, дерзкое выражение морды обусловлено главным образом явно выраженными бровями и усами.
Чем и как обусловлено наиболее характерное, узнаваемое, отличное от других пород желательное выражение шнауцера? Его смелостью и дерзостью? Разумеется, мимикой собаки и пластикой ее позы.
Итак, смелость собаки всегда выражена ее осанкой, умением направлять и концентрировать взгляд на объекте внимания в самоуверенной позе напряженного наблюдения. Поза ритуального доминирования необычайно характерна для энергичного шнауцера, как и его незатухающее внимание, его энергичное слежение за происходящим, настороженные уши, направленные вперед, напряженный гребень шеи и уверенная расстановка в прочную опору конечностей, как бы всегда упреждающая противника, что шнауцер всегда не только готов к обороне, но и вовсе не прочь перейти в наступление. Это выражение лихой самоуверенной осанки ярче всего читается и в выражении морды! В пристановке головы, высокомерной и гордой, а не опущенной и сникшей. В открытом, свежем взгляде, не затуманенном приступом терьерской слепой и неукротимой ярости или ум затмившего добычного инстинкта.
Шнауцер чуток, отзывчив, легко меняет харАктерную мимику, способен в ту секунду, когда переключил внимание, мгновенно смягчить или «умаслить», умилить взгляд, вежливо «моргнуть» ушами, глядя в лицо владельцу, и с такой же выразительной легкостью снова жестко и дерзко сконцентрировать его на объекте своего внимания.
Дерзость шнауцера выражается в отсутствии какой-либо выраженной моральной поведенческой слабости, опаски, подчинения незнакомцам и страха в позе, взгляде и выражении! Он не пасует и всегда внешне молодцеват даже при превосходящих силах противника. Он - нахал, бретёр, забияка и провокатор, впрочем, это следствие его неугомонного веселья, а не глупости или легкомыслия. Шнауцер не щурит в смущении глаз при приближении опасности, напротив - он смотрит прямо и с вдохновением, СМЕЛО, ДЕРЗКО И ВЫЗЫВАЮЩЕ.
Сильный, жилистый, коренастый во всех частях тела, почти квадратный жесткошерстный пинчер.
ПОЧТИ квадратный, а НЕ модный современный утрированно-квадратный формат собаки! Маленькая, но очень важная деталь! Идеально квадратная, закороченная в статях верха собака всегда будет иметь какую-либо укороченную стать, которой пришлось бы пожертвовать в угоду идеально-квадратному формату. Что укоротить? Либо холку, либо спину, либо поясницу, либо круп. Это укорочение рабочего отдела плохо скажется на функциональной подвижности отделов верха, приведет к недостаточной мобильности, снижению способности к амортизирующему сгибанию, а в итоге - к ослаблению их силы и работоспособности. Шнауцер - собака движения, а не компактный норный терьер, для которого утрированно-укороченный формат создает преимущества в норной борьбе. Спина, поясница, круп шнауцера - это его движетели и жертвовать их гибкостью непозволительно.
Шнауцер коренастый: не высоконогий, не долговязый, а сбитый, в меру приземистый, прочно скроенный и крепко сшитый зверь, а значит в определении стандарта его разумная, монолитная компактность, зрительная квадратность формата не может быть достигнута увеличением высоконогости собаки, это сразу же лишит животное прочной и уверенной опоры, его стандартной коренастости.
СИЛЬНЫЙ. Очевидно, что речь идет о превосходной рабочей субстанции собаки, которая, однако, должна быть жилистой, сухой при общей сильной крепости. Видимые сухожилия сухи, напряжены и не прослаблены, не покрыты дряблой и толстой рыхлой кожей, жиром и пластами пухлого мясца.
Жесткошерстный пинчер абсолютно лишен качеств, присущих фокстерьеру. Обе этих породы обладают сильным/явно выраженным темпераментом. Но в то время, как для фокстерьера свойственно неудержимое буйство/озорство, в пинчере мы наблюдаем невинную/безвредную, умную, спокойно мыслящую собаку, которая свою силу и рвение целенаправленно рассчитывает исключительно на своих конкретных противников.
Очень важно то, что уже в первом стандарте шнауцер противопоставлен терьеру в части особенностей породного поведения.
Две небольшие, жесткошерстные бородатые собачки - и такая противоположность нрава и рабочего предназначения! Сильный, явно выраженный темперамент указан и у фокса, и у шнауцера. То есть темперамент ОБЯЗАН быть выраженным! Энергичная, смелая, подвижная собака, не сонная, не ленивая, а демонстрирующая энергичный темперамент и способность вступить в конфликт.
Однако.... тут и кроется самое главное отличие пород! Терьер - БЕЗУДЕРЖНАЯ собака в возбуждении. Способность к безудержной, слепой, отважной борьбе фокстерьера – его главное ОХОТНИЧЬЕ достоинство, но
известно и то, что это состояние терьера фактически НЕ УПРАВЛЯЕМО человеком. Терьер БЕЗРАССУДЕН!
Шнауцер должен противопоставляться терьеру: в пинчере мы наблюдаем невинную/безвредную, умную, спокойно мыслящую собаку.
СОЦИАЛЬНО БЕЗОПАСНУЮ в отсутствии угрозы, обладающую высоким уровнем ситуативной интуиции, высокой способностью к социализации и хорошим и управляемым балансом процессов возбуждения и торможения. Шнауцер РАССУДИТЕЛЕН! Шнауцер ВНИМАТЕЛЕН и в покое, и в движении (надежный сопровождающий, как сказано в стандарте).
Для терьера главное - упоение в бою! Для шнауцера типично дозированное расходование точно направленной агрессии ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, чтоб целевой, направленной вспышкой своего возбуждения ликвидировать возникшую угрозу для владельца или его имущества, но не больше.
Собаки, безусловно - совершенно разного назначения. Терьер - торпеда для хорошей и горячей охоты. Шнауцер - компаньон, собака сопровождения для разнообразного применения, т. е. изначально - служебный универсал.
Именно поэтому лично я так плохо отношусь к проявлению у ризеншнауцеров вот такого терьериного охотничьего отношения к соплеменникам и домашним животным, когда страсть удавить мелкую собачонку, вклеивание в глотку сопернику без предвосхищающего ритуала, убийство домашнего скота - оправдывается как " ну.... он же просто как добычу их рассматривал, а обидеть не хотел...." Мы должны понимать ЭТО - ПОРОК! это НЕПОРОДНОЕ поведение, БРАК!
Голова сильная/мощная и заметно вытянутая вперед /удлиненная, при этом в правильной пропорции/ соотношении ко всему туловищу.
Пропорциональность величины головы шнауцера отмечена уже в первом стандарте. Явное описание черепа мезоцефала, который имеет форму удлиненного, вытянутого, однако тупого клина при крепком (мощном) сложении. Голова не описана, как просто удлиненная (долихоцефалы - борзые), ни как мощная, крепкая, но укороченная голова собаки-брахицефала (молоссоида). Важнейшие слова - СИЛЬНАЯ голова, то есть достаточно массивная рабочая голова, вооруженная крепкими челюстями и плотной мускулатурой.
А вот дальше - важнейшее замечание, которое современный стандарт породы пишет с точностью до наоборот!
Плоский череп с явно выраженным/хорошо выраженным затылочным бугром.
Череп ПЛОСКИЙ, при том что у мезоцефалов сильно развит теменной гребень (кость вдоль черепа по центру). Плоским он может быть ТОЛЬКО при условии сильного развития мускулатуры головы, прекрывающий теменой гребень; мускулатуры, принимающей участие в важнейшей работы головы - в сдавливании челюстей. ПЛОСКИМ череп может быть ТОЛЬКО у собаки мезоцефальной расы, т. к. у собак даже с намеком на брахицефальность он всегда ВЫПУКЛЫЙ, заваленный, скругленный к затылку. А у долихиков (борзоидов) - костистый, с костлявым затылком и в форме двускатной крыши.
Хорошо выраженный затылочный бугор - это не та пресловутая костлявая «шишка большого ума», которую отмечают безграмотные заводчики, а мощный костный клин, выступающий на затылке собаки за границы ушной раковины и именно он (при условии сильной омускуленности) формирует ту желательную кирпичеобразную форму окончания черепа, которая присуща шнауцеру. Затылочный бугор - это костная основа для крепления связующей мускулатуры - сильнейшей и важнейшей мускулатуры, соединяющей шею и череп собаки. Если нет хорошо развитого затылочного бугра, если он мелкий, слабый, невыраженный, то никогда не будет уверенной работы головы собаки в комплексе с работой ее шеи и корпуса. И именно затылочные бугры настригают сегодня грумеры «шапочками», стараясь зрительно удлинить голову и придать ей тот самый плоский вид.
Между ушами череп скорее узкий, чем широкий.
То есть признаки широкоголовости собаки замечены и уже тогда признаны нежелательными для породы! НО! долихоцефальные черты в голове шнауцера никогда не позволят голове (которую называют голова «гробиком») иметь плоский лоб и сильную, мощную голову. Соответственно, идеалом считается все тот же крепкий, мезоцефальный расовый тип. Иными словами, молоссоидность, широкоголовость, грубость в черепе менее желательна, чем некоторая узость в черепной части.
Морда в хорошей пропорции к черепу, сильно развитая. Длина от кончика носа до слезной железы соизмерима с длиной от слезной железы до затылка. Плоская переносица (вид сверху) умеренно сужается по направлению к носу.
Морда сильно развитая, то есть с крепкими, высокими и широкими челюстями, наполненная, однако длинная, что прямо и следует из пропорций, точно указанных в цифрах. Цифры - 1:1 ½ - совершенно справедливы и сегодня. Многие забывают о том, что одна вторая длинны морды приходится на область перехода ото лба к морде. Исключите половинку, приходящуюся на переход, и вы увидите, что длинна морды собаки должна равняться длине того самого плоского лба.
Классический мезоцефал, а не клюворылый борзоид. МОРДА при этом с ПЛОСКОЙ спинкой носа, с широкой переносицей, что говорит о крепкой основе всего обонятельного органа, о широких воздушных камерах, дающих преимущества как в обонянии, так и в дыхании. Именно камеры носа согревают и остужают воздух для дыхания, именно там, в носовых камерах, аэрозолем остужается раскаленный летний воздух, вдыхаемый собакой, там же в долю секунды согревается ледяной зимний. Вдыхает собака НОСОМ, а на бегу – РТОМ, и широкий, длинный нос с плоской переносицей делает шнауцера работоспособной собакой, не страдающей от перегрева в работе, как страдают бульдогообразные собаки.
Шея не слишком длинная, сухая и сильная/мускулистая, обычно выходящая из плечей, направленная больше вверх, чем вперед.
Не слишком длинная! Поскольку слишком длинная шея бывает слабой. Сухая мускулистая. Мускулистая - главное слово. Шея выходит из плечей. В 19 веке плечами у собак и лошадей называли непосредственно ЛОПАТКИ. Да и сейчас можно прочесть всем понятное "хомут подбирается таким образом, чтоб достаточно свободно лежал на плечах лошади, и не натирал ее плечи при работе" - а ведь хомут лежит буквально на лопатках.
Это важнейшее замечание указывает нам на ВЫСОКИЙ выход шеи шнауцера, когда нижняя точка выхода шеи при осмотре в профиль находится на уровне лопаток, а не ниже. Шея высокого постава, но не вертикального, иначе бы было написано – «смотрит вверх», но написано – «большее вверх, чем вперед». И это как раз указывает на то, что при высоком ВЫХОДЕ шеи, ее постав должен быть умеренно высоким, а не вертикальным и не низким. Низкий - ХУЖЕ и менее предпочтителен.
Корпус не бочкообразный, скорее сжатый по бокам.
Корпус не округлого сечения, не бочка, типичная для бульдогообразных собак с распахнутой грудью. Сжатый по бокам - это и есть та самая ОВАЛЬНАЯ форма сечения грудной клетки. Сожмите в своем представлении окружность в «боках», и вы получите ту самую яйцевидно-овальную форму сечения грудной клетки, желательную для шнауцера. Грудная клетка в ребрах действительно, должна быть умеренно выпуклой, ровной, а не напоминать половинку глобуса, выпирающую из собаки ниже позвоночника.
Спина плотная и прямая, с хорошо развитой частью, где расположены почки. Живот в задней части легко подтянут.
Спина плотная, а не костлявая и не рыхлая. Плотной, упруго омускуленной может быть только такая спина, на которой достаточная ширина размаха (длина отростков по обе стороны тела позвонка) и высота этих остистых отростков позвоночника позволяют разложиться сильной мускулатуре верха. Часть, где расположены ПОЧКИ - это ПОЯСНИЦА. До сих пор конники-профессионалы поясницу лошади называют «почками».
Это важнейшее замечание, касающееся ПОЯСНИЦЫ собаки. Поясница - это мощная ПРУЖИНА, передающая двигательный импульс от зада к переду, и она обязана быть сильно развитой, достаточной длины, чтоб иметь способность к сжатию и распрямлению, и отменной ширины и омускуленности. Поясница хорошей собаки всегда поражает своей шириной, часто сильно превосходящей ширину спины в грудном отделе.
Грудная клетка спереди глубоко опущена и переходит в наполненную, овальную грудь с сильно развитой грудиной.
Сильно развитая ГРУДИНА - это мощная костная броня, делающая непробиваемой фронт груди спереди, и костная основа, на которую снизу замыкаются окончания хрящевой части ребер собаки! Чем длиннее, шире, сильнее развита грудина, тем полноценнее защищена и собрана в сильную конструкцию клетка. Неразвитая в длину грудина не связана крепко с парами ДЛИННЫХ ребер - и подрыв будет РЕЗКИМ у голодной собаки со втянутым брюхом. А у собаки с короткой грудиной, но длинными ребрами, у собаки с недоразвитой, рыхлой мускулатурой брюшного пресса брюхо будет вывалено, а не подтянуто и упруго (прибрюшистость).
Передние лапы/предплечья прямые со всех сторон. Плечи поставлены косо и плоско.
Предплечья ПРЯМЫЕ со всех сторон! Без шишек роста, искривлений, прямо стоящие, прочные. Плечи поставлены КОСО. Это значит и лопатка, и плечо стоят под правильным, почти прямым углом друг к другу, - ни лопатка не отвесна, ни плечо не выставлено по-терьерски, приближаясь к прямому, а не косому положению.
Плечи омускулены, как и бедра задних конечностей. Углы задних умеренные.
Плечи в статике омускулены НЕ сухими выпирающими желваками и не молоссоидными рыхлыми буграми, а плоским покровом равномерно развитой мускулатуры, свойственной атлетическому сложению гимнаста или спринтера, а не борца-тяжеловеса, не бодибилдера и не предельно засушенного жилистого тонкокостного стайера. Плечо и бедро - два важнейших двигательных узла собаки и отметка об особенном развитии и о специфической омускулености именно этих узлов - очень важны.
Лапа хорошо собрана, короткая, округлая, пальцы сводчатые и с прочными подушечками.
Весь вес собаки приходится на свод ЛАПЫ! Какой смысл в красивом корпусе, коли у башни будет слабый ржавый постамент, а у боевой крепости - подножие из рыхлой сырой глины? Лапа ХОРОШО СОБРАНА! Пальцы сомкнуты, нежная внутренняя часть лапы и кожица пальчиков внутри лапы не пострадают ни от стерни, ни от камушка при многочасовом движении. Лапа ОКРУГЛАЯ, значит, ни один палец не выдается из ряда собранных пальцев, лапа не русачья (удлиненной формы). Пальцы СВОДИСТЫЕ, полусогнуты и напряжены, приподняты над землей, как сильные луком согнутые рессоры, без которых невозможна ни амортизация всей конструкции, ни ее работа без риска разрушения. Пальцы упругие, на сильнейших связках без признаков распущенного плоскостопия, на прочных толстых подушечках, что свидетельствует о крепкой подошве рабочего "ботинка" собаки, о крепости кожных покровов и о качестве кожи.