......................................................................................................................
Таким образом, в облике змея сочетались конкретные черты "поганых" (т.е. язычников) половцев и черты "врага рода христианского". Исторические основы образа змея определяются тем, что многие былины о Добрыне и змее были созданы в пределах Рязанской земли. Рязанская земля, расположенная на границе Руси со степью, на всем протяжении XI-XII веков находилась под угрозой половецкого нападения. Долгое время важна была для древнерусского государства и борьба с язычеством. Отражение исторической основы - борьбы с половцами - встречаем мы и в былинах об Алеше Поповиче, в центре которых борьба Алеши с Тугариным. Он часто называется змеевичем или змей, но, как правило, не наделен внешностью змея. Тугарин иногда называется идолищем, чудищем. В нем подчеркивается громадность, небывалая величина. В некоторых былинах он прямо изображается великаном. Иногда певцы называют Тугарина "поганым татарином" или просто отмечают: "не нашей веры был". Подобно змею, Тугарин обладает способностью летать по поднебесью. Но, в отличие от змея, о крыльях которого часто вообще ничего не говорится, Тугарин подвязывает себе бумажные крылья или обладает конем с такими крыльями. Былины, где встречаются упоминания о бумажных крыльях, историки легко датируют (определяют время создания). Бумага появилась на Руси в XIV веке. Ее необычность и качество (летучесть, промокаемость) привлекли внимание создателей былин. Имя "Тугарин" имеет различные истолкования. Некоторые исследователи считают, что это имя произведено от имени половецкого хана - Тугор-кана. Другие полагают, что это имя в звуковом смысле образовано от общей формы слова "татарин"-Тугарин.
........................................................................................................................
и СОВСЕМ на Закуску вам о Тугарине - змее.
http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2003/23.html
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ– мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе. Добрыня Никитич входит в богатырскую троицу вместе с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем. Он второй после Ильи Муромца по значению богатырь. «Средняя» позиция Добрыни Никитича объясняет подчеркнутость связующей функции этого персонажа; благодаря его усилиям и талантам богатырская троица остается восстановленной даже после того, как Илья Муромец и Алеша Попович разойдутся. В одних былинах Добрыня Никитич выступает в сообществе с Ильей и/или Алешей, в других – с иными богатырями (Дунай, Василий Каземирович), в третьих – в одиночку.
Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче – «поповское» (духовное), то Добрыня Никитич – воин. В ряде текстов он выступает как князь, упоминается его княжеское происхождение, его «княженецкий» дом и его дружина. Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное Солнышко: иногда он оказывается его племянником, он часто находится при Владимире и выполняет непосредственно поручения князя, сватает для князя невесту, ведет, по желанию княгини, переговоры с каликами перехожими, проверяет похвальбу Дюка и т.п. Не случайно Василий Каземирович, посланный князем Владимиром со сложным поручением собрать дань в Орде, просит себе в спутники Добрыню Никитича. В ряде былин говорится о его купеческом происхождении: он родился в Рязани и был сыном богатого гостя Никиты Романовича. Отец его умирает, когда Добрыня Никитич был еще ребенком или даже находился во чреве матери. Его воспитывает мать Амелфа Тимофеевна, благодаря которой Добрыню Никитича отдают в учение, где он «научился в хитру грамоту». Его «вежество», знание манер постоянно подчеркивается в былинах: он поет и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры – татарского хана, он выходит победителем в стрельбе.
Особой архаичностью выделяется один из самых распространенных былинных сюжетов «Добрыня Никитич и змей», в котором он выступает как змееборец. Борьба со змеиным племенем началась для него рано, когда «стал молоденький Добрынюшко Микитинец на добром коне в чисто поле поезживать... малых змеенышей потаптывать». Для совершения главного подвига он отправляется к Пучай-реке, месту обитания Змея Горыныча. Несмотря на предостережения матери и красных «девушек-портомойниц», Добрыня Никитич вступает в воды реки, которая оказывается или враждебной герою (из первой струйки «огонь сечет», из другой – «искра сыплется», из третьей – «дым столбом валит»), или предательской по отношению к нему: как только третья «относливая» струя вынесла его на середину реки, прилетает Змей Горыныч, дождит дождем и сыплет огненными искрами на богатыря, оставшегося безоружным. Но Добрыня Никитич несколько раз ныряет в глубь реки, прежде, чем оказывается на берегу, и, вступив в поединок, сокрушает Змея «шапкой земли греческой». Тот пал на сыру землю. Добрыня Никитич хочет срубить «змеищу» головы. Змей вымаливает пощаду, но, пролетая над Киевом, похищает любимую племянницу князя Владимира Забаву (Запаву) Путятишну.
Князь Владимир поручает Добрыне Никитичу освободить ее: он достигает «нор змеиных» (пещер), спускается в них, освобождает Забаву Путятишну и «полоны русские». Этот змееборческий сюжет имеет многие аналоги (вплоть до св. Георгия). В былине, по-видимому, в преобразованном виде отражается историческая ситуация, связанная с крещением Руси: ср. мотив купания Добрыни Никитича в реке и убийство змея шапкой греческой земли (из Греции-Византии пришло христианство). В этом контексте Добрыня Никитич былины соотносим с дядей князя Владимира – Добрыней, принимавшим участие в крещении новгородцев и упоминаемым в летописи. Отчество Забавы Путятишны возводится к тысяцкому Путяте, устрашившему новгородцев, которые не желали креститься (ср. старинную пословицу: Путята крести мечом, а Добрыня огнем). Имя Марфиды Всеславьевны, встречающееся в одном из вариантов былины о Добрыне Никитиче-змееборце, сопоставляется с именем матери или одной из жен князя Владимира Малфридой и т.п.
Однако архаичная подоснова былины очевидна в тесной связи Добрыни Никитича с водной стихией, с речными струями, нырянием, норами, пещерами и другими образами низа. Почай, или Пучаиная, Пучай-река контаминирует в себе и историческую реку Почайну в Киеве, при устье которой происходило крещение киевлян, и образ пучины, дна как обозначения нижнего мира; в этом смысле характерен параллелизм Дуная и Добрыни Никитича и их участие в одном и том же сюжете: «речной» Дунай и связанный с рекой, водой (Почай, Смородина, Непра, Несей-река, Израй-река и т.д.) Добрыня Никитич оказываются как бы соприродными друг другу персонажами. Не случайно также и то, что имя Добрыня по форме близко к именам персонажей типа Горыня, Дубыня и Усыня, с одной стороны, и Перынь (см. Перун, ср. его змееборство), с другой, а корнем – к обозначению дна, низа, пучины в индоевропейских языках.
Поединок Добрыни Никитича со Змеем имеет некоторые параллели в других былинах, изображающих бой Добрыни. Противниками героя в таких случаях выступают как принципиально враждебные и вредоносные существа типа Бабы Яги, поляницы, так и богатыри своего же круга (ср. бой Добрыни Никитича с Дунаем и примирение их с помощью Ильи Муромца и Алеши Поповича; бой с Ильей Муромцем; бой с Алешей Поповичем, где примирение мотивирует отношение «крестового братства», в которое вступают участники поединка).
Другой важный сюжет -Добрыня Никитич и Маринка (Марина, Марина Игнатьевна, от лат. ignis «огонь», т.е. «огненная», ср. Огненного Змея). Маринка не только женщина вольного поведения, принимающая у себя Змея Тугарина, но она «отравшица», «зельница», «кореньщица». «чародейница», изготовляющая приворотные зелья. срезающая следы с земли и сжигающая их с целью нанесения вреда; употребляющая колдовские чары и, в частности, обращающая людей в животных и сама умеющая оборачиваться сорокой, завлекает и Змея Тугарина, и Добрыню Никитича к себе в дом, находящийся в дурном месте – Маринкином переулке, в татарской слободе. Подойдя к ее дому, Добрыня Никитич видит целующихся голубей у окошка (или даже целующихся Маринку и Змея). Он пускает в них стрелу, но или никого не убивает, или убивает Змея. Маринка заманивает к себе Добрыню и предлагает ему себя в жены. Добрыня Никитич удерживается от соблазна, но она пускает в ход колдовские чары (в одном из вариантов ей удается женить на себе Добрыню, но их венчание происходит не у алтаря, а в поле, вокруг ракитового куста).
Когда попытки Маринки кончаются неудачей, она превращает Добрыню в «гнедого тура». На помощь приходит мать Добрыни Никитича. Маринка оборачивается птицей, летит к Добрыне-туру и обещает вернуть ему человеческий облик, если он женится на ней. Добрыня Никитич соглашается с тем, чтобы, став снова человеком, жестоко казнить ее; в других вариантах мать Добрыни Никитича обращает Маринку в «кобылу водовозную», «суку долгохвостую» или в сороку.
В сюжете о Добрыне Никитиче и Маринке также сочетаются архаические элементы (следы «треугольника» Добрыня Никитич – Маринка – Змей), змееборческие мотивы, магические действия и т.п. вплоть до самого имени Маринки с богатой мифопоэтической предысторией (ср. Марена. Морена, Мара и т.п.) и исторические реминисценции (ср. мифологизированный образ Марины Мнишек, с ее распутством, колдовскими чарами, способностью к оборотничеству: по преданию, она спаслась, также обернувшись, сорокой).
Еще один известный былинный сюжет рисует Добрыню Никитича сватом, добывающим для князя Владимира невесту. На пиру Владимир описывает, какой должна быть его невеста. Богатырь Дунай Иванович указывает на Апраксу-королевишну, дочь литовского короля, как носительницу соответствующих качеств. Вместе с Добрыней Никитичем они добывают невесту князю. Добывание невесты родственником (старшим) жениха принадлежит к числу архаичных элементов былины; вместе с тем оно связано с историческим эпизодом, засвидетельствованным летописью, когда князь Владимир посылает Добрыню к Рогволоду в Полоцк просить его дочь стать невестой Владимира.
Впрочем, известны былины и о женитьбе самого Добрыни Никитича на полянице Настасье (ср. женитьба Дуная и Настасьи), иногда соединяемые с мотивами купания в реке и поединка со Змеем. Наконец, общеизвестен круг былин с сюжетом «муж на свадьбе собственной жены» (ср. этот же сюжет в связи с Одиссеем): Добрыня Никитич надолго уезжает в чисто поле в поисках «супротивника», своей жене Настасье Никулишне он завещает ждать его 12 лет и лишь после этого выходить снова замуж, но только не за Алешу Поповича. Жена верно ждет своего мужа, но Алеша приносит ей ложную весть о гибели Добрыни, князь Владимир выступает как сват, просящий Настасью выйти замуж за Алешу. Она против воли вынуждена согласиться, во время свадебного пира появляется Добрыня Никитич в одежде калики или скомороха и просит разрешения потрать на гуслях – тогда Настасья узнает в неизвестном певце мужа (иногда узнавание совершается с помощью кольца, которое Добрыня Никитич бросает в чару, вручаемую им жене); Добрыня Никитич наказывает Алешу за обман. Илья Муромец выступает примирителем. напоминая, что Добрыня Никитич и Алеша «братьица крестовые»; все признают моральное превосходство Добрыни Никитича и неправоту Алеши.
В.В.Иванов, В.Н.Топоров «Словарь славянской мифологии»