ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ В СЕМЬЕ ЧУДАКОВ
Давно замечено, что люди, чьи увлечения схожи, легко знакомятся друг с другом. Люди, чье увлечение – собаки одной породы – через пять минут знакомства уже считают друг друга кровными родственниками (или кровными врагами, что тоже случается).
Переехав на Васильевский Остров со своим ризеншнауцером, через несколько дней жизни и «гуляний» мы вычислили всех «ризенистов» в округе. Представьте мой восторг от знакомства с дамой, владелицей трех ризенов и миттеля в довесок. То есть мы были шапочно знакомы, встречаясь на выставках. Но то, что живя в двух дворах друг от друга, мы несомненно подружимся, было как бы предуготовано цепью случайностей, из которых часто помимо нашей воли складываются обстоятельства жизни.
Сойдясь с семьей Руденко покороче, за кружечкой пива и умными разговорами, а также считая себя другом их дома, со всей ответственностью могу сказать: знакомство с Галей и Андреем одно из самых познавательных и интересных в моей жизни. Доброта их характеров такова, что может считаться по нынешним временам чудачеством.
Андрей и Галя – биологи, выпускники нашего Университета. Познакомились там же, учась на разных курсах биофака. Их браку 26 лет. Они родители четверых детей и «дедушки-бабушки» пока единственного внука. В их доме три собаки: ризены Дуня и Рона и знаменитость всероссийского масштаба – мультичемпион миттельшнауцер Фэся, от которого шума и толкотни больше, чем от всех обитателей дома вместе взятых. Шикарная черепаховая кошка Доня – обладатель несгибаемого характера. Придя жить в «стаю» с помойки, Доня «построила» не только «своих» шнауцеров, но и всех собак, приходящих в гости. Кроме собак, птиц, рыб и разных пушистиков (песчанок, крысок, пуховых хомячков) в доме живут около пятьдесяти разных ящеров и земноводных. Они – главное увлечение Андрея.
Кроме «коллекционирования» пресмыкающихся у Руденко еще два хобби, привлекательных для друзей семьи. Андрей имеет отличную видеоколлекцию классики мирового кино и богатейшую библиотеку по биологической тематике.
Галя, как настоящая «жена декабриста», относится к хобби мужа со снисходительным терпением. Хотя мне, если честно, было бы «слабо» содержать такое хозяйство в чистоте и довольстве. Конечно, она, как всякая домоправительница, иногда довольно язвительно обещает выставить мужа на улицу вместе с его «ящерицами»…
Но именно бдительная Галя бьет по рукам гостей, пытающихся сунуть кусок копченой колбасы варану или пирожное собакам. Андрей, как все добродушные люди, в ответ на угрозы жены отшучивается, и, как все мужчины, не очень помнит, где именно лежат улитки для желтопузиков или червяки для жаб. Поэтому все должна помнить Галя. И, что удивительно – помнит. А еще у нее находится время, чтобы принимать гостей, мечтающих подержать в руках жабу размером чуть поменьше «Подмосковного» батона.
Андрей, Ваше увлечение – пресмыкающиеся – довольно редкое хобби. Это новое увлечение, или оно родом из детства?
- Я всегда любил ящериц. С детства. Но в советское время таким малолеткам, проводящим все выходные на Кондратьевском рынке, «достать» ящерицу было невозможно. Пресмыкающиеся, особенно редких видов, были недоступны. Хотя изредка их все же привозили контрабандой моряки загранплавания. Но, если помните, мы жили как бы за глухой стеной от остального мира. Источников знаний было три – зоологический музей, зоопарк и книги. Своеобразную красоту ящериц я любил всегда. Перед армией у меня были кое-какие наши южные звери. На рынок тогда ходили как в клуб. Главная «стрелка» знатоков была там. Там общались, обменивались новостями, сплетнями, и, конечно, опытом.
Сейчас, кстати, Кондратьевский рынок довольно сильно изменился. Это в большей степени торговая организация, нежели клуб по интересам. Круг любителей, по крайней мере, постоянно сужается. И это странно. После армии, учась в универе, я не держал дома зверей. Не позволяли ни финансы, ни квартирные условия. Одно время мы и вовсе жили «на голове» друг у друга в однокомнатной квартире. И уже только после перестройки обстоятельства сложились так, что появилась возможность содержать редких и красивых животных. Но себя я не отношу к коллекционерам-профи. Они обычно имеют много животных, составляют пары, разводят и продают их. Я любитель, обыватель. Приобретаю ящерицу и просто любуюсь ею.
- Но, насколько мне известно, у Вас ведь многие животные размножаются. Среди них есть такие, о которых известно, что в неволе они размножаются чрезвычайно редко. Кроме того, есть и такие, которыми далеко не все зоопарки могут похвастаться…
- Это правда. Но это, скорее, случайность. То есть разведение редких животных для меня не самоцель. В определенной степени – это счастливые обстоятельства. Ведь для многих видов чрезвычайно важно, чтобы самец и самка подходили друг другу – можно сказать - нравились. И если этого нет – то ничего не поделаешь. Что касается редких видов – то почти все они попадали ко мне по случаю.
- Позвольте задать острый вопрос. Абсолютное большинство экзотических животных попадают в Россию контрабандным путём. И зачастую к дилетантам, что само по себе обрекает их на быструю гибель. Доводилось ли Вам прибегать к услугам контрабандистов?
- В России до сих пор не существует ни законодательных механизмов, ни карантинных служб для подготовки и передержки зверей. Счастливое исключение – зоопарки - у них есть и условия для карантина и специальное разрешение. Все остальные получают зверей либо полулегально, либо совсем нелегально, и часто – через шестые, седьмые руки. Но сейчас уже есть официальные фирмы, которым можно заказать животное. Сами они, как правило, животных не вывозят, но перед продажей владельцу карантинируют и сопровождают документацией. Либо – это уже в неволе рождённые животные. Сам я никогда не возьму животное из природы. Но приобретая его, уже не отягощаюсь муками совести. Я – биолог, и, без лишней скромности, – знаю о содержании и лечении этих животных несколько больше, чем те «любители», у которых звери гибнут от неквалифицированного обращения и содержания.
Часто от «надоевших тварей» просто избавляются те, кто взял ящерицу для забавы, как эффектную игрушку. Но ящерицы – не собаки и кошки, и уход за ними значительно более кропотливое дело. Они молчаливы, мало напоминают о себе. Просто тихо болеют и также тихо умирают. Так что, возвращаясь к вопросам совести, я могу сказать, что приобретая в России ящерицу, я с большой степенью вероятности просто спасаю её от гибели.
Что касается пресечения контрабанды – это вопрос, который должен решаться государством на государственном уровне.
- У шипохвостов, с которыми мы знакомим читателей, – яркий запоминающийся облик. Они очень «смачно» выглядят – маленькие мирные динозавры с надменным выражением лица.Но из специальной литературы можно сделать вывод, что на роль пет – любимца они подходят меньше всего. У любителей в неволе, как правило, погибают в течение года. Сколько лет они живут у Вас и в чём сложности их содержания?
-Самому старшему «шипу» у меня одиннадцать лет. Двум помоложе – около десяти. Старый – совершенно ручной, его часто брали на руки, обычно он не возражает. Агамовые ящерицы хорошо привыкают к человеку. Но самый большой из трёх – может стукнуть хвостом человека. Он довольно «буйный», дважды сбегал из террариума. Один раз мы его месяц не могли отловить. «Шипов» я взял в довольно-таки ослабленном состоянии. Их «тащат» контрабандисты или просто туристы, в основном из Египта, не считаясь с тем, что от природных, не домашних зверей можно «подцепить» любую дрянь – от сальмонеллы до экзотических глистов, которых полно в природе.
Так что, пришлось и лечить, и паразитов вытравливать. Главная сложность в их содержании – воссоздание условий пустыни – среды их обитания. Шипы значительно легче, чем другие ящеры, переносят огромный суточный перепад температуры и более того, в ней нуждаются. В пустыне днем - +50С, а ночью бывает «ноль».
В террариуме сложно создать пустыню. Но у меня удачный террариум для их содержания – длинная «кишка» большого объема. В одном углу, под «стоваттной» зеркальной лампой – камень, нагретый лампой, на нем они греются, это «пустыня днем»; в другом – холодная «нора» из керамических дренажных труб. Террариум высокий с вентиляционной сеткой. Шипы любят сухой, хорошо проветриваемый воздух. Грунт – крупный сухой песок. Грунт я вынимаю и промываю раз в полгода. И вот еще что важно: в период линьки (а ящерицы линяют всю жизнь по мере роста) в грунте обязательно должно быть увлажняемое место. Я пользуюсь капельницей, по капле подаю воду в песок. Шипы сами находят этот влажный участок и «отмачивают» в нем пальчики во время линьки. Если этого не делать, то стянувшаяся «чулками» старая кожа приведет к тому, что пальчики могут воспалиться или, что хуже, совсем отгнить. Иногда приходится снимать пинцетом эти «чулочки». В пустыне «шип» ведет активную жизнь и стирает такую кожу в песок; в террариуме он не так подвижен. Отсюда – проблемы. Параметры террариума: 120 см – длина, 60 см – высота, 30 см – ширина.
С питанием у шипов проблем нет. Они растительноядные звери, и едят любую полезную зелень – салат, одуванчики, фрукты. Но жаль, что все они – мужики. Нет самки, поэтому возникают драки, приходилось даже рассаживать драчунов. Хотя мне не приходилось слышать о случаях их размножения в неволе.
Иногда необходимо имитировать дождь в пустыне. Но если у вас молодой щип, то пока его зубки не сменились на роговые пластинки, он должен есть животную пищу! Личинок насекомых. Взрослый шип ест мешанку из тертых овощей. Капустой кормить ящеров очень нежелательно – от нее может «закиснуть» кишечник.
Кстати, в природе Даббы вырастают до 70 см. Мой самый крупный – 25 см, и вряд ли они вырастут такими крупными, как на «вольном поселении». Живут шипы больше пятнадцати лет. Но, повторяю, дилетантам нельзя иметь таких животных, как бы интересно они ни выглядели. В большинстве случаев, приобретая ящера у египетских торговцев, вы обрекаете его на гибель с почти 100%-й вероятностью! Не поддерживайте криминальный бизнес похищения зверей из природы! И не покупайтесь на смешные мордочки шипохвостов, содержание рептилий - очень специфическое дело.
Фото шипохвоста – Андрей Френкель.
Беседовала – Елена Типикина.Как и многие пустынные пресмыкающиеся, шипохвосты могут долго оставаться без влаги. У некоторых из них в полости тела имеются мешковидные образования, в которых длительное время сохраняются запасы воды, поступающей из пищи и медленно расходуются организмом в сухое время.
Молодые шипохвосты питаются насекомыми и другими мелкими беспозвоночными животными, однако с возрастом они переходят на питание почти исключительно растениями, поедая плоды, цветы, листья и сочные стебли, в связи с чем и происходят изменения в строении молодых и взрослых особей.
Яйца (4-20) откладываются самкой в глубине норы; у некоторых видов наблюдается несколько кладок за сезон.
При встрече с человеком шипохвост всегда старается спастись бегством к норе или другому убежищу. Движения его довольно быстры, причём ящерица способна резко менять направление на бегу, поворачивая в виде руля свой короткий и толстый хвост.
Защищаясь от врагов, животное наносит удары твёрдым, усаженным шипами хвостом, и лишь в крайнем случае пускает в ход свои мощные челюсти. Некоторые из них издают при возбуждении низкие гортанные звуки. Главнейшую опасность для этих ящериц представляют различные змеи, от которых животные защищаются чрезвычайно своеобразным образом. «Когда ящерица услышит шум ползущей змеи, - пишет М. Смит, наблюдавший в природе индийского шипохвоста (Uromastix hardwickii), - она сейчас же скрывается в нору, оставляя на поверхности заднюю треть своего хвоста, которым производит быстрые вибрирующие движения. Нападающая змея встречает препятствие в виде наносящих чувствительные удары твёрдых шипов и в конце концов вынуждена бывает отступить». Эта повадка шипохвоста хорошо известна местным жителям, которые пользуются этим для ловли ящериц, мясо которых очень вкусно. Обнаружив обитаемую нору шипохвоста, охотник осторожно к ней приближается и начинает водить небольшой палочкой по сухой траве, подражая шелесту, издаваемому змеёй. Ящерица немедленно выставляет из норы вибрирующий хвост, за который её и вытаскивают. Однако в ряде случаев, сидящий в норе шипохвост упирается настолько сильно, что охотник вынужден бывает довольствоваться лишь одним оторванным хвостом, который, впрочем, также употребляется в пищу, так как содержит большое количество вкусного жира. Индийский шипохвост не превышает 30 см в длину.
Из представителей рода шипохвоста наиболее хорошо изучен обыкновенный шипохвост или дабб (Uromastix aegyptius), достигающий длины 75 см. Область его распространения занимает обширную территорию Ливийской пустыни в Северо-Западной Африке, Синайский полуостров и значительную часть Аравии.
В статье использован фрагмент из шеститомника «Жизнь животных» издательства «Просвещение», том IV.