вот такой примерно хренью весь интернет засыпан. в чём проблема то? натыкать и прочесть хоть то, хоть ЭТО.
только КАКОЕ это отношение имеет к узкой теме обсуждения? к тому, КАК не ошибиться человеку, решившему взять беспородного щеночка в приюте?
В 1977 г. была опубликована статья Стэнли Дж. Ольсена и Джона В. Ольсена «Китайский волк – предок собак Нового Света», где содержится описание ископаемых останков волка, найденных в пещере Чжоукоудянь, в 42 км от Пекина. В этой же пещере были обнаружены ископаемые останки синантропов («пекинский человек»), которые жили примерно 680-780 тыс. лет назад. Однако не было установлено, жили ли синантропы и волки в данной пещере в одно и то же время.
Волк, останки которого были найдены рядом с останками синантропа, несколько отличался от современного волка, обитающего в данном регионе, меньшим размером, более узкой мордой и слабо развитым сагиттальным гребнем.
А при одомашнивании псовых – как пишут С. Дж. и Дж. В. Ольсены – на начальном этапе у них сразу же сокращается длина морды – рострума, и уменьшается размер зубов. Вывод С. Дж. и Дж. В. Ольсенов получил подтверждение в наше время.
Что может собачий хвост
На территории Китая находится один из центров зарождения человеческой цивилизации. Археологи обнаружили здесь материальные следы нескольких региональных неолитических культур 7,5-2 тысячелетий до н.э.
Древнейшим постоянным поселением человека на территории Китая является поселение Пэнтоушань, расположенное на северо-западном берегу озера Дунтин в заливном бассейне реки Янцзы, которое возникло не позднее 7.500 г. до н. э.
Древнейшие же ископаемые останки собаки, обнаруженные в Китае, относятся к так называемой культуре Хемуду, которая располагалась в 22 км к югу от залива Ханчжоу Восточно-Китайского моря, в которое впадает Янцзы, и датируются 5-4 тысячелетиями до н. э.
Эти останки принадлежали 6 собакам, имевшим морфологические особенности, характерные для собак: укороченную морду, небольшой размер и частое расположение зубов.
По мнению Гэрри У. Кроуфорда, одомашнивание собак на территории Китая началось еще до начала развития земледелия. До наших дней сохранился китайский миф о том, что, когда земля окончательно подсохла после периода наводнений, люди спустились с холмов, где они спасались от наводнения, и начали искать съедобные растения. Оказалось, что вода смыла всю растительность. Чтобы найти пропитание, люди занялись охотой, но животных было мало, и начался голод.
От голодной смерти людей спасла собака, которая бежала по полю, а на хвосте у собаки висели пучки травы с длинными желтыми семенами. Люди посадили эти семена, и вырос рис. Так людям удалось победить голод, а до настоящего времени в Китае традиционно считается, что «драгоценны не жемчуг и нефрит, а пять злаков, первый из которых – рис».
В Институте палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской национальной академии наук находятся ископаемые останки собак, обнаруженные во время археологических раскопок на стоянках Ксяваньгань (провинция Хэнань) (4-3 тысячелетия до н.э.), Кешэньжуань (провинция Шэньси) (2-1 тысячелетия до н.э.) и Шэньсуньджя (провинция Шэньси) (бронзовый век, династии Ся и Шань).
Анализ этих останков показал, что более ранние собаки отличались большим морфологическим разнообразием и внешне напоминали собак динго, а также то, что в тот период в Китае уже присутствовали собаки с большим «стопом». Остеологические исследования останков неолитических собак из Китая показали их сходство с современными собаками Японии, особенно с шиба ину.
Пес у дверей
Первым государственным образованием бронзового века на территории Китая является государство Шан-Инь, или иначе Шан (1600—1046 года до н. э.), располагавшееся в среднем течении реки Хуанхэ на территории современного Аньяна.
К периоду существования государства Шан-Инь относится могила Фу Хао, жены местного царя, которая является древнейшим известным императорским захоронением, обнаруженным на территории Китая и датируется 1200 г. до н.э. Вместе с Фу Хао было погребено 16 человек, в том числе женщин и детей, около 2.000 различных предметов и более 6.000 раковин каури, использовавшихся в то время в качестве денег. В углублениях на полу могилы Фу Хао были обнаружены останки шести собак, расположенных под останками жены правителя.
Как отмечает М. Е. Кузнецова-Фетисова (МГУ им. М. В. Ломоносова), «сопогребение собак, в частности то, что один костяк практически всегда находился в срединной яме, защищая спину погребенного от возможных неблагоприятных влияний из подземных областей, говорит ... о большой роли этих животных в охране жизни населения Древнего Китая». Далее она пишет: «организация пространства могилы в какой-то степени брала за образец нормы жилищного строительства, со входом на юге и собакой у дверей».
И божество, и слуга
Согласно Бруно Шиндлеру, использование собак в качестве жертвенных животных в Китае восходит к примитивным культам бога плодородия с головой собаки, поклонение которому впоследствии трансформировалось в поклонение богу Шань Ди, почитавшегося как создатель мира и считался персонификацией неба.
Систематические раскопки захоронений эпохи династии Шан в районе вокруг Аньяна, проводимые начиная с 1928 г., показали, что в ту эпоху принесение в жертву животных и людей было очень распространенным явлением. К тому же не было почти ни одного здания, которое бы не было освящено жертвоприношением собак, а также ни одной могилы без жертвенных собак.
Только при раскопках Сяотуня были обнаружены кости принесенных в жертву 825 людей, 15 лошадей, 10 быков, 18 овец и 35 собак. Собак обычно хоронили завернутыми в красные коврики или в лакированном гробу. Часто на шее у них были колокольчики, называемые «линь». Этот факт показывает, что в древнекитайском обществе собакам, как и лошадям, придавалось большое значение.
До наших дней сохранилась даже китайская поговорка: «служить как собака/лошадь». На гадальных костях периода династии Шан содержатся вопросы относительно местонахождения потерявшихся собак. А в период династии Чжоу (1045 г. до н.э. – 256 г.) существовал ритуал жертвоприношения собаки, чтобы умилостивить четыре ветра. Сохранилось описание и другого ритуала, согласно которому, чтобы отогнать зло, император должен был колесами колесницы раздавить собаку.
Даже существовал специальный чиновник, в обязанности которого входило поставлять для этого ритуала одноцветно окрашенных собак без пороков. Согласно древней китайской легенде, затмения солнца случались, потому что его на небе грызли собаки. Поэтому, чтобы прогнать собак и спасти светило, били в барабаны и гонги.
К так называемому периоду Сражающихся государств (V в. до н.э. – 221 г. до н.э.) относится гробница Маркиза И, который умер примерно в 433 г. до н.э. и был правителем маленького царства Цзэн в бассейне реки Янцзы. В одной из погребальных камер в гробнице Маркиза И был обнаружен двойной лакированный гроб самого Маркиза И, захоронения восьми молодых женщин, видимо его жен, а также только одной собаки в отдельном гробу.
В конце V в. до н.э. вместо собак начали приносить в жертву их фигурки, сплетенные из соломы. Впоследствии в могилы помещали глиняные фигурки собак. При раскопках было обнаружено большое количество таких фигурок (эпоха Хань и позднее). У многих фигурок серповидные хвосты, как у собак современных японских пород шиба ину и акита ину.
Однако если практика жертвоприношения людей в погребальных обрядах прекратилась с периода воцарения династии Цинь (221 г. до н.э. – 206 г. до н.э.) и распространением конфуцианства, а вместо людей в захоронения императоров помещали скульптурные изображения слуг и стражи, практика захоронения настоящих собак не канула в лету. В мавзолее умершего в 113 г. до н.э. принца Лю Шэна, сына императора Цзин-ди из династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), было захоронено 11 охотничьих собак.
В ритуальном тексте эпохи династии Чжоу, который известен как Чжоу Ли, упомянуты собаки трех категорий: «тьянкуан» или сторожевые собаки, «фейкуан» или лающие собаки и «ши-куан» или съедобные собаки. Считалось, что за исключением печени, все остальные части собаки являлись съедобными. На пиршествах феодалов и высшей знати блюдо, приготовленное из риса на бульоне из собачьего мяса, считалось деликатесом.
Если же мясо собак использовалось в ритуальных целях, то оно предварительно мариновалось в уксусе и перце. Вместе с тем, с древнейших времен в Китае собаки использовались в охоте, что нашло отражение в написании многих китайских слов, связанных с охотой, корень которых составляет иероглиф, обозначающий собаку.
В период правления династии Шан существовали «управляющие по собакам», которые участвовали в охоте, проводимой на определенной территории вне императорского владения. В период Сражающихся государств (V в. до н.э. – 221 г. до н.э.), лучшие охотничьи собаки разводились в царствах Хань. Есть упоминание о том, что в царстве Хань в этот период существовал специальный «инспектор псарен», который следил за выращиванием, питанием и дрессировкой охотничьих собак для императорского двора.
В одном из захоронений раннего периода существования царства Хань были обнаружены плитки с графическим изображением крупных собак в ошейниках, стоящих перед стаей отлетающих гусей и убегающих оленей в характерной стойке, указывая на дичь.
Кроме собак вышеуказанных трех категорий в древнем Китае существовали и гончие собаки. Так, в труде Сыма Цяня (145 г. до н.э. – 90 г. до н.э.), получившем название «Ши цзи» или «Исторические записки», рассказывается о том, что в столице царства Ци (309-301 г.г. до н.э.), богатом и развитом городе Линьцзы, жители любили смотреть на петушиные бои и собачьи бега и играть в шахматы и футбол.
В Китае и, особенно, на Тибете, собаки считались императорскими животными. Этот статус они получили не позднее, чем со времени правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), когда в Китае начал распространяться буддизм. Буддистские монахи приезжали в Китай из Индии. Именно они рассказывали истории о том, что в Индии каменные львы охраняют входы в буддистские храмы и монастыри, а также во дворцы индийских правителей.
Свидетельств того, что в Китае когда-либо водились львы, не сохранилось. В Индии же, откуда прибывали монахи, в то время были широко распространены азиатские львы. В буддизме лев считается священным животным, сопровождавшим и защищавшим Будду. В Китае мастера, которые никогда не видели львов, изображали их по подобию местных собак.