ИГРОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Потребность в игре, по мнению П.В. Симонова, так же как и имитационная потребность, относится к группе потребностей в компетентности (2).
Большинство исследователей считают, что в основе игрового поведения лежит мотивация отличная от мотивации того поведения, которое реализуется в игре. Причем, лежащая в основе игры мотивация, может успешно конкурировать с другими мотивациями животного. Например, собака, удерживающая в пасти игровой предмет, очень часто отказывается менять его на кусочек лакомства, но легко может обменять его на другую игрушку.
О наличии специфической игровой потребности косвенно свидетельствует тот факт, что животное нельзя заставить играть путем положительного или отрицательного подкрепления. (7). Подкреплением игре служит сама игра. Более того, возможность поиграть широко используется в дрессировке как форма положительного подкрепления при формировании самого различного поведения. Другими словами целью игры (для конкретного животного здесь и сейчас) служит сама игра. И только с точки зрения филогенетической (историческо-эволюционной) она наделяется такой высокой целью и ролью как форма саморазвития, как реализация потребности в превентивной вооруженности. В этом нет ничего странного, потребность в копуляции, родительская потребность никакой выгоды отцам и матерям здесь и сейчас не дает. Более того, она снижает приспособленность животных, делает их более уязвимыми, но с точки зрения существования вида родительская и половая потребности являются основными. Самостоя¬тельность игровой потребности подтверждается также теми фактами, когда животное многократно повторяет какое-либо действие, длительное время не получая при этом какого-либо натурального подкрепле¬ния.
П.В. Симонов считает, что в случае мотивации «во¬оруженности» (умения) подкреплением становится само совершенствование вырабатываемого навыка, побуждае¬мое павловским рефлексом цели.
Потребность в игре удовлетворяется в процессе игрового поведения.
ПОД ИГРОВЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ ЖИВОТНЫХ ПРЕДСТАВЛЯЮЩАЯ СОБОЙ КОМПЛЕКС РАЗНООБРАЗНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ АКТОВ, ВКЛЮЧАЮЩИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ, ДРУГИМИ ЖИВОТНЫМИ, НАДЕЛЯЕМЫМИ НА ПЕРИОД ИГРЫ РОЛЕВЫМИ ФУНКЦИЯМИ, СООТВЕТСТВУЮЩИМИ КОНТЕКСТУ ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ.
ПО МНЕНИЮ БОЛЬШИНСТВА ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВО ВРЕМЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЖИВОТНЫХ ПРОИСХОДИТ НАКОПЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА, В РЕЗУЛЬТАТЕ УПРАЖНЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВУЮТСЯ СЕНСОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ, КООРДИНАЦИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОСПЕЦИФИЧЕСКИХ АКТОВ ПОВЕДЕНИЯ, ОБЩЕНИЕ. (8,9).
Не смотря на то, что игровое поведение включает в себя более или менее большие фрагменты известных инстинктивных форм поведения (охотничье, оборонительное, пищедобывательное и т.п.) оно не является ни охотничьим, ни оборонительным, ни пищедобывательным, ни каким-либо другим мотивированным поведением, так как отличается незавершенностью, отсутствием какого-либо утилитарного (кроме самой игры) значения, т.е. удовлетворения охотничьего, пищедобывательного и т.п. поведения.
Особенно ярко игры проявляется у жи¬вотных, которые живут в сложно организованных сообществах. Домашние собаки более игривы, чем их дикие родственники. Так щенки бигль в семь раз игривее, чем койоты, и в три раза игривее волчат. По мнению Л.В. Крушинского степень игривости и многообразия игр служат показателем развития элемен¬тарной рассудочной деятельности: у игривых животных она выше.
Игра имеет не только объективное, но и большое субъективное значение для животного. Игровое поведение сопряжено с интенсивным всплеском положительных эмоций и животным нравится играть. Так если шимпанзе предоставлялся выбор между пищей и «групповой стимуляцией», заключавшейся в игре или ласке, обезьяна, если она была сыта, явно предпочитала игру пище. Но даже после лишения пищи (в тече¬ние 15 ч) игра выбиралась в 40% случаев (6).
Лишение молодых животных возможности игры приводит к серьезным нарушениям социального поведения. Так если самцы собак были лишены в щенячьем возрасте возможности иг¬рать в сексуальные игры, то во взрослом состоянии, даже приходя в возбуждение при виде пустующей суки, не были в состоянии спариться с ней. Они часто делали садку спереди, со стороны головы. Что же касается самок, то для них, казалось бы, такого рода практика менее важна. И все же когда самок, содержавшихся в юном возрасте в изо¬ляции, подпускали к самцам, они начинали проявлять чрезмерную зависимость, ложились на землю лапами кверху и тем самым препятствовали нормальному спариванию (10). Аналогичные результаты были получены для многих видов животных.
Отсутствие у щенков игр со сверстниками приводит к тому, что в зрелом возрасте такие собаки отличаются повышенной агрессивностью или трусостью по отношению к другим собакам.
Лишение игр в детстве снижает способность животным к выработке сложных навыков. Так если лишить детеныша шимпанзе возможности играть с предметами, не ограничивая при этом движения рук, в частности кистей и паль¬цев, то впоследствии возможности употребления рук, а также коор¬динация их движений оказываются весьма несовершенными. Обезья¬на резко отстала от своих нормальных сверстников по способно¬сти к хватанию и ощупыванию, не была способна локализовать тактильные раздражения поверхности тела с помощью руки (или она это делала крайне неточно), и вообще все движения рук бы¬ли чрезвычайно неуклюжи. Характерно, что в отличие от других обезьян она не умела цепляться за ухаживающего за ней служи¬теля, не протягивала к нему руки. Полностью отсутствовало даже столь характерное для обезьян обыскивание — важная форма их общения.
ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ ГРИЦЕНКО" Пособие по игре с собаками"