Почему они нас спасают?
СТРАХ парализовал Джерри. Лишил всех чувств. Он бежал, ничего и никого не замечая. Быстрее, быстрее. Прочь от страшных руин. От запаха смерти. Прочь. Его учили искать живых, а здесь только мертвые. Он примчался на базу и забился в угол клетки. С него довольно. Он не выйдет отсюда.
В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ я видела, как огромный дог в попоне с израильской эмблемой спокойно и внятно прогавкал, обозначив в руинах мертвое тело, и уселся рядом. Кинологи едва ли не всех стран мира дрессируют псов, натаскивая их и на поиск трупов. Российских собак-спасателей учат искать только живых. Потому, найдя мертвых, одни начинают тихо повизгивать, оплакивая. Другие потихоньку загребают лапами ужасное место. Наши собаки знают, что людям тоже страшно и больно видеть мертвых.
Врожденный инстинкт убийства присущ всем псам. Ведь каждый из них в прошлой жизни - волк. Бульдога не надо учить хватать в драке противника за горло - это у него в крови. Натренированные крупные собаки - доги, ротвейлеры, доберманы, немецкие овчарки - безошибочно распознают террористов среди заложников. Не только тех, у кого в руках оружие, но и тех, кто грубо помыкает другими людьми. Если кинолог вовремя не оттащит пса, тот в азарте боя может загрызть террориста и переключиться на спецназовцев - они ведь тоже вооружены и агрессивны. Такие случаи бывали.
“Диванная” псина
СОБАК-СПАСАТЕЛЕЙ - тех же овчарок, а еще и лабрадоров, спаниелей, сеттеров, терьеров российские спасатели воспитывают иначе. "Малыш не из питомника, он "диванная" псина", - треплет по голове проводник своего любимца лабрадора Гранда. Этот добрейший домашний питомец учился проходить через груды камней и кирпичей, ориентироваться в дымящихся развалинах, в темных подвалах, работать на огромной высоте, безбоязненно проходить "горящим простором" (для этого раскладывают костры в два ряда). Он проделывал это много раз, потому что знал, что будет в конце пути: где-нибудь он отыщет спрятавшуюся дочурку хозяина. И все будут радоваться. Это такая же игра, как сбегать за брошенным мячиком. Только больше труда. И больше радости.
Но однажды хозяин заставил его взять чужой след. Запах немытого человеческого тела, экскрементов ударил в нос. Пес прилег и заскулил, ему совсем не хотелось отыскивать такого человека. Разве это игра? Но хозяин снова и снова повторял строгим голосом: "Ищи!" Пес пошел по следу и отыскал грязного бомжа, которому хозяин тут же вручил бутылку водки. Пес переводил глаза с хозяина на бомжа и недоумевал: значит, не только собакам дают подачку? Много позже, во время катастрофы, он узнал, что люди, проведшие в завалах не одни сутки, пахнут так же, как этот бомж. А еще он понял, почему взрослые собаки-спасатели повизгивают, как щенки, от умиления, отыскав в руинах живое существо: не обязательно человека, пусть даже своего кровного врага - кошку. Один из псов-спасателей буквально плясал от радости, когда на его глазах из завала вытащили за хвост петуха (бедняга долбил клювом бетон, пока стук не услышали люди). Не важно кто - важно, что спасен!
Один из десяти миллионов
СОБАКА сопит, идя по следу, приподнимается на задних лапах, чтобы набрать побольше воздуха и вдохнуть один-единственный, нужный ей запах. Он растворен в воздухе в пропорции 1 к 10 миллионам. Немецкие овчарки-сыщики безошибочно берут след человека, оставленный около 30 минут назад. И даже по трехдневному следу были пойманы сотни преступников. Собака-спасатель отыскивает человека, погребенного в руинах или снежной лавине, вовсе не оставившего следов. Научилась она этому методом проб и ошибок, как и человек-спасатель, пройдя от катастрофы к катастрофе сквозь горечь утрат и радость спасения.
Ученые-ветеринары утверждают, что у собак нет словарного запаса, который бы позволил им мыслить. Но в то же время самые именитые и опытные заводчики сожалеют, что породистых псов выводят лишь ради послушания и специализации, а не ради высокого интеллекта.
Людмила ПРОШАК
Еженедельник "Аргументы и факты", wwwaif.ru