Елена Типикина
попытаюсь по-порядку.
1. Сюжет с лошадью и поездом - не идентичный. Здесь получается как в анекдоте - "и у меня нос в ж..е, и у тебя нос в ж..е, но есть же нюансы". Попробую максимально коротко:
- страна другая, и могут быть особенности законодательства местного, под местные реалии "заточенного" (ну типа как то, что относительно казахов приводили - я имею в виду не буквальное сходство, а сам факт наличия специфики). Для сравнения - в Германии, насколько мне известно, ограничений по скорости на автобанах нет никаких вообще - что предполагает и несколько другие правила и распределение ответственности за их нарушение может быть совсем другое
- поезд - не автомобиль (последствия при крушении на много порядков хуже, а возможностей для маневра, допустим, у машиниста заведомо меньше)
- лошадь - там правила в отношении них также могут быть другие, более жесткие (хоть это и не дикое животное, но управляемость ее "в свободном полете" смею предположить ниже, а тяжесть последствий от столкновения автомобиля с лошадью таки существенно выше, чем если бы речь шла о собаке).
2. Образно говоря "дьявол кроется в деталях". Что я имею в виду - в двух конкретных и вроде-бы схожих случаях один и тот же суд на основе одних и тех-же правовых норм может вынести абсолютно противоположные решения, основываясь именно на этих деталях. И оба решения будут абсолютно законными!
Вот здесь остановлюсь поподробнее. Но для начала пример, более к нашим реалиям (и к самой первой ситуации) приближенный - на основе уже моего опыта. Несколько лет назад в облсуде встретилась случайно с человеком - он из района какого-то приехал, а суть дела такова: его машина получила повреждения в результате столкновения с жеребенком (который был не привязан к телеге с лошадью, как это предусмотрено, а свободно бегал вокруг). Водитель обратился в суд за возмещением ущерба, каковой его право на получение этого ущерба с "водителя кобылы" (а точнее - его работодателя - у нас за ущерб, причиненный работником в процессе исполнения своих трудовых обязанностей, отвечает работодатель), в итоге и признал. Считаю - абсолютно законно.
Так что соответствующие правовые нормы, в принципе, и у нас имеются. Но только по ситуации с собакой решение суда скорее всего, с ОЧЕНЬ высокой вероятностью было бы прямо противоположным (гражданского суда, я имею в виду - потому что в уголовном порядке к ответственности будет привлекаться только водитель и здесь уж какие либо иные вероятности полностью исключаются). Почему же такая разница?
- самое первое, что будет иметь в данном случае значение - изложенная в протоколе (постановлении следователя, обвинительном заключении) непосредственная причина произошедшего ДТП. В первом случае это - что-то типа "столкновение с препятствием", т.е. лошадью (собакой - как вариант), во втором, я уверена, будет стоять "не справился с управлением" в результате... (сложных дорожных условий, дождя, гололеда, рефлекторного торможения, вызванного подрезавшей или просто резко затормозившей впереди машиной - самая распространенная причина, кстати!, появления на дороге препятствия - человека, собаки и т.д.)
То-есть в первом варианте НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ причинитель вреда - лошадь, а во втором - АВТОМОБИЛЬ (ну а то, что отвечать-то за все будут их владельцы, я даже не вижу смысла и дополнять, принимаю за общеизвестный факт, в принципе - хотя нюансы-то и здесь имеются, их уточню позже).
- далее - вопрос о возможности водителя предотвратить наезд (это для варианта столкновения особенно актуально - если речь идет об увечьях, тем более гибели людей - устанавливается всегда) - если экспертиза показывает, что мог предотвратить - уголовка (хотя травмы средней тяжести - это уже только административное правонарушение), если нет - все переводится в гражданскую плоскость (при условии, что не было еще нарушений - например, предотвратить-то наезд он не мог, но только вот скорость была, допустим превышена, - тогда дополнительно устанавливается, а можно ли было избежать наезда при меньшей скорости и какой). Ну в общем, дальше можно не продолжать, я думаю, общий смысл - если водитель не МОГ в силу внешних, ОБЪЕКТИВНЫХ факторов избежать ДТП (скорость, дорожные условия, видимость и т.д.) - при условии, что и правила он при этом не нарушил (это может быть не только превышение скорости, но и много чего, - выпил, на красный поехал и т.д.) - то в произошедшем он НЕ ВИНОВЕН (здесь тоже, кстати есть нюанс - п. 10.1 правил, согласно которому
Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства
то есть соизмерять скорость с обстановкой-то вы обязаны, а вот насколько соизмерять? - конкретных критериев здесь нет, но допустим, если вы двигались со скоростью максимальной, хотя правилами и допустимой, в густой туман или в условиях гололеда, то скорее всего нарушившим п. 10.1 ПДД вас признают). А вот ежели окажется, что с объективной точки зрения избежать ДТП водитель мог - но на практике не сумел неважно по каким причинам (переоценил свое водительское мастерство, ошибся, отвлекся...) - тут уже избежать ответственности ему не удастся. И переложить ее на кого-либо другого тоже...
Ну а в случае с собакой водитель, не справившийся с управлением, п. 10.1 Правил ОДНОЗНАЧНО нарушил, поскольку "возможность постоянного контроля" с учетом "дорожных и метеорологических условий" за движением своего автомобиля не обеспечил.
И именно это (т.е. действия водителя, за которые он может и должен нести всю полноту ответственности) является основной и единственной причиной данного ДТП!
А насчет вашего примера с автогонщиком - с ним в данном случае произошло то-же самое - не обеспечил постоянный контроль за движением транспортного средства с учетом его технического состояния, дорожных условий и т.д. (с учетом того, конечно, что говорить о нарушении правил здесь нельзя - поскольку на приведенную ситуацию их действие не распространяется - а также и с учетом того, что цели у каскадеров, испытателей, автогонщиков и обычных водителей кардинальным образом различаются: у первых - выжать максимум скорости машины, проверить ее на пределе возможностей, заставить ее совершить некое действие, для выполнения которого обычные машины в принципе не предназначены и тому подобное, - т.е. как раз нередко управление техникой в условиях, непосредственно прилегающих к той грани, когда обеспечить контроль за ней еще в принципе возможно, а у вторых-то задача прямо противоположная - постараться обеспечить МАКСИМАЛЬНЫЙ контроль за управлением - разница существенная). В чем противоречие-то? Другое дело, что для каскадера потеря контроля за машиной при исполнении сложного трюка - производственный риск, а для водителя то-же самое не в самой сложной и довольно стандартной-таки дорожной ситуации (а чего-то экстраординарного в той ситуации я не увидела) - ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
Что касается того, что опытный человек принял бы иное, более адекватное решение в данной ситуации (возможно и не тормозить - я не берусь это оценивать) - ну странно было бы сомневаться-то.
Речь же изначально, как у меня создалось впечатление, шла совсем не о том, какое решение в той ситуации должно было бы быть принято водителем, а кто должен нести ответственность за решение, им принятое (резкое торможение повлекшее за собой потерю управления и гибель детей)