Ну, коли уже и сестрица "отписалась", то и на напишу про наше кобелиное "взросление", некоторые моменты меня сильно беспокоили. Спасибо, что Евгения (Риза) меня во много поддерживала.
Когда мы пошли на площадку, то попали в группу немецких и восточноевропейских овчарок. Все были примерно одного возраста 8-10 месяцев.
Маркес всегда отличался дурашливо-приятельским отношением ко всем.
Все ему друзья-товарищи. Конфликтов он избегал, всегда пытаясь от них уклониться. Да и поначалу особых конфликтов среди подрастающих собак не было.
Толпа носилась кругами, играя "в догонялки". Пытались все догнать Маркеса, но безуспешно. Длинноногий и неугомонный он "ушатывал" всех.
Но уже через месяц выявились два более старших кобеля НО и ВЕО, которые, подкараулив Маркеса, попытались его всерьёз трепать. Сначала сбили пса с ног, потом схватив за щёку и холку, стали тягать по земле.
Маркес , что больше всего меня поразило, даже не пытался дать отпор. Валялся, как тряпочка, пока его "охаживали".
Я тогда просто "на автомате" подбежала и ногами отпинала собак, не дожидаясь, пока хозяева как-то начнут реагировать. Маркес отряхнулся и, как ни в чём не бывало, побежал играть с другими собаками.
На следующей "перемене", когда кобели повторили попытку напасть, я просто встала им наперерез и заорала "Нет! Пошли вон!". Кобели встали, как вкопанные, развернулись и убежали.
А хозяевам внятно и громко объяснила, что, если их собаки ещё будут нападать на щенка, то я их (собак) буду бить. Потому что, как написала Елена Николаевна, я и он - одна стая. Пока он растёт я его опора, его защита.
Со следующего занятия после дополнительного разговора с инструкторами, на переменах кобелей отводили от играющих собак подальше.
Но больше всего меня поразило, что Маркес сам постоянно пытался контактировать с "агрессорами": при любой возможности подбегал к ним поближе, прижимал уши, "улыбался" всей пастью, ложился на бок.
У меня было ощущение, что он, поняв, кто на площадке самый взрослый и сильный среди собак, пытается снискать их расположение. Честно скажу, у меня такое поведение вызывало недоумение. Тем более, что ни одному кобелю на площадке ни разу не удалось сделать садку на Маркеса. Он всегда виртуозно выворачивался из-под любого кобеля и переводил всё в игру-беготню.
Постепенно на площадке между собаками установилось равновесие. У Маркеса интерес к соплеменникам стал выборочным. Он выбрал себе в подружки двух сук. Но самым главным напарником для него стала я.
Сейчас, приходя на площадку, я не отпускаю подросшего пса к молодым собакам. Игры у него очень несдержанные, бурные и громкие. Просто опасаюсь, что он покалечит кого-то из щенков. Постоянного напарника в собачьих играх у моего подросшего кобеля нет. Крупных собак вокруг мало. Проверять, как он себя поведёт с кем-то незнакомым мне не хочется. Есть одна сука НО, с которой Маркес фактически вырос? . Встречаемся мы крайне редко. Играют они страшно. Именно так, как описывала Елена Николаевна: в утробным рыком, оскаленными пастями и клочками шерсти, летящими в разные стороны.
Вспоминая прогулки с моей первой собакой ещё в конце 80-х, когда мы спокойно гуляли компанией в 5-7 собак, без особых драк, я прихожу к выводу, что всё дело было в отношениях к собакам и друг другу хозяев.
Адекватное, ответственное отношение, когда любого агрессора сам хозяин "держал в узде", не позволяя собаке "качать права", особенно в отношении молодых собак. Несколько "неадекватных" пар хозяин+собака мы знали и просто с ними никто не общался.
Сейчас же я просто не знаю, что на уме у встречного человека, ведущего на поводке собаку. Рисковать не хочу. Но это уже, пожалуй, лирика.