для УПЁРТЫХ: взято ОТСЮДА:
http://www.seawolfs.ru/yahts/obshchie-s … osakh.html
Общие сведения о тросах
Тросы, служащие материалом для стоячего и бегучего такелажа, буксиров, швартовов и т. п., могут быть растительными , синтетическими и стальными.
На яхтах используются следующие тросы:
— пеньковые — изготавливают их из волокон пеньки, получаемой при обработке стеблей конопли. Трос, свитый из чистой пеньки, называется белым (бельным). Если каболки пенькового троса пропускают через горячую древесную смолу (для предохранения от гниения), то трос, свитый из них, называют смоленым (смольным). Смольные тросы на яхтах почти не применяют, так как они менее крепки (на 10—20%) и, выделяя смолу, могут пачкать паруса и окрашенные поверхности. Все новые бельные пеньковые тросы вытягиваются при нагрузке в среднем на 8—9%;
— сизальские — выделывают их из волокон агавы, растущей в Мексике, а также на юге Крыма и Кавказа. По крепости эти тросы подобны пеньковым, отличаются желтым цветом и множеством торчащих волокон (мохнатые). Как и пеньковые, они употребляются для снастей бегучего такелажа и швартовов;
— манильские — их делают из волокон стеблей диких бананов — абака. Новый манильский трос серебристо-белого цвета. Он несколько прочнее пенькового и сизальского тросов. Манильский трос отличается от остальных растительных тросов эластичностью, мягкостью и способностью плавать. Все эти качества позволяют достаточно широко применять его для бегучего такелажа, швартовов, буксиров, завозных концов. Однако манильский трос быстрее изнашивается, чем пеньковый;
— хлопчатобумажные — делают их из хлопчатобумажных нитей. Эти тросы по крепости значительно уступают пеньковым, сильно тянутся (особенно при намокании), уменьшаясь в толщине, и довольно быстро изнашиваются и гниют. Тем не менее легкость, мягкость и эластичность хлопчатобумажного троса делают его очень удобным для работы на шкотах. Новый трос — совершенно белого цвета, имеет очень нарядный вид
В последние годы широкое распространение получили тросы, изготовленные из синтетических волокон. Благодаря превосходным качествам они постепенно вытесняют в морском деле растительные тросы.
Главное достоинство синтетических тросов — неподверженность гниению. Они более прочны, упруги и легки, чем растительные. Так, при одинаковой толщине капроновый трос на 12% легче, в два раза эластичнее, в три с лишним раза крепче пенькового троса и в два с половиной раза эластичнее манильского.
Используют синтетические тросы (капроновые, нейлоновые, дакроновые, полипропиленовые и т. п.) для бегучего такелажа (шкоты и фалы), в качестве ликтроса для ликовки парусов из синтетической ткани, а также швартовов и якорных канатов. Несмотря на относительно высокую стоимость, синтетические тросы с лихвой окупают себя благодаря долговечности и другим достоинствам. Полипропиленовые и полиэтиленовые тросы не тонут в воде.
Недостатком синтетических тросов является их высокая жесткость: при высучивании через руку о них можно содрать кожу.
При одинаковом весе с растительными они значительно крепче и надежнее в работе, меньше изнашиваются и меньше подвержены влиянию сырости. Вместе с тем они значительно более жестки, боятся изломов.